По своей сути Домострой представлял собой книгу, содержащую в себе всю полезную информацию о быте, отношениях и поучениях. Появился домострой еще при Иване Грозном и являлся огромным культурным наследием русского народа, поскольку в нем были закреплены традиции в отношениях членов семьи. Все традиции тщательно отбирались представителями Церкви. У казаков в отличие от русских письменного Домостроя не было, однако его существование неоспоримо. Он был своего рода руководством или даже правилом жизни, соблюдение которого позволяло избежать трудностей и лишних проблем. Поскольку письменного варианта не существовало, «носителями» традиций считались старики.
Старики – хранители обычаев
Хотя старики не занимали никакой должности в структуре самоуправления казаков, роль их была огромной. Ни одно распоряжение атамана не подлежало исполнению без одобрения стариков. Прежде чем принять какое-либо важное решение, атаман всегда советовался со старшими и искал в них поддержку.
В «старики» выходили мужчины старше 63 лет. Так же к старикам могли относить за заслуги. Именно в этом возрасте казак увольнялся с военной службы и освобождался от денежных повинностей. Чаще всего это были казаки из крепких семей с хорошим достатком, в которых не нуждались в их труде, либо воины с заслугами, живущие на пенсию. Во время военных боев и нападений старики никогда не отступали и не оставляли станицу. В дни гражданских войн красные в первую очередь убивали именно стариков, поскольку они являлись хранителями памяти станицы, веры и совести.
Одежда старцев всегда была опрятной и чистой. Особой приметой служил посох. Как правило, старики были приветливыми, немногословными и не позволяли себе курить. По станице они редко ходили и всегда сидели на скамейке возле Церкви или на майдане. Если уж по улице шел человек с посохом, ему все уступали дорогу, поскольку знали, что он идет по делу либо по поручению атамана.
Старики также следили за семьями вдов или неблагополучными. В такие дома они не ходили без гостинцев. Они могли зайти в дом богатых семей и просить за вдов, тем самым они избавляли атамана от этой не сложной, но довольно неприятной работы.
В день смерти старика на всю станицу объявляли траур. При погребении за левый угол гроба держался атаман, за правый – старший сын усопшего.
Правила застолицы
Глава семейства в возрасте – отец всегда садился в торце стола (ближе к образам). Слева от него садился его сын. Старики редко садились за общий стол, если и садились, то съедали поспешно что-то и уходили в свой угол. Слева от отца садились уважаемые гости, а справа все остальные: сначала старшие сыновья, средние и младшие. Иногда по левой стороне садились сыновья, а по правой – зятья. После них усаживались дочери и снохи по старшинству, внуки. Замыкает стол – супруга хозяина, рядом с которой садились бабушки, теща либо родственницы.
После того, как женщины накроют стол, глава читал молитву либо поручал это дело младшим сыновьям. После этого он разрешал сесть за стол и разрезал каравай, раздавая каждому по ломти. Ели всегда молча, разговаривать разрешалось только после благодарственной молитвы. Семья ела из одной посуды, причем вначале ели «юшку» (бульон) и только по знаку старшего приступали к мясу и овощам. Под ложку всегда подставляли ломоть хлеба.
Перед молодежью на стол никогда не ставили вино или пиво, а если ставили то только перед отцом, который сам его разливал и строго контролировал его количество.
Беседа
Беседа считалась особым празднованием. Следует различать мужскую и женскую беседу. В основном на них собирались сослуживцы или ровесники. Иногда собирались на беседу молодые казаки, когда один из них готовился к женитьбе. Так же бывали беседы стариков, вдов и жалмерок (женщины, чьи супруги на службе). Мужские проходили в степи вдали от дома и семьи, а женщины чаще собирались в саду или горнице, наоборот ближе к дому. На мужских беседах казаки складывались вместе и покупали закуску, вино. Пили из одной чарки (она принадлежала атаману) и по кругу, черпая из ведра. Сам атаман всегда оставался трезвым, чтобы следить за порядком. Такие беседы проходили в шутливой форме и сопровождались плясками и песнями. Если кто-то «слабел», ему больше не давали пить вино. Перепивших оставляли в степи до самого утра, чтобы они протрезвели. Если казак появлялся нетрезвым на улицах хутора – это считалось серьезным проступком, на него накладывали штраф. Повторное появление в пьяном виде приводило к порке.
На стариковской беседе пили только с теми, кто по возрасту и только после Петрова поста. Каждая рюмка сопровождалась многочисленными тостами «за здравие», более двух рюмок не пили.
Что касается бесед вдов и жалмерок, то чаще такие посиделки не одобрялись. Проходили они за закрытыми дверями и организовывались по определенным датам (поминки, именины или святки). На таких беседах осуждалось нахождение молодой девушки или замужней женщины, их обязательно наказывали. Жену наказывал муж, а за девушку держали ответ еще и ее мать, старшие сестры и крестная.
Праздников было много, все они различаются обычаями и кушаньями. Но на любом празднике мужчины cидели отдельно от женщин, чтобы не вызвать ревность у односумов. Казаки были горячей крови и скоры на руку, поэтому перед праздником все холодное оружие оставляли при входе в дом, под присмотр часового.
Отношение к женщине
Честь любого казака измерялась честью и достоинством его жены или матери казачки. В семье же казаки соблюдали христианское учение, которое гласит, что жену выбирают для мужа, а не наоборот. Но при этом мужчины старались не вмешиваться в женские дела, а женщины – в мужские. Обязанности по дому были четко распределены. Мужчины уважали своих женщин и защищали, поскольку в ней видели продолжение своего рода. Согласно казачьим обычаям, женщин не допускали к сборам (собраниям), на которых решались важные вопросы, даже если вопрос касался ее лично. Вместо нее ходатайствовал отец, крестный, старший брат либо сам атаман. В присутствии детей муж и жена никогда не выясняли отношения, жена обращалась к мужу только по имени и отчеству, тем самым давая понять, что глубоко уважает родителей своего супруга.