... Обращает на себя внимание сам обряд принятия в казаки. Желающего вступить в общину, приводили к кошевому атаману, который спрашивал: «а веруешь ли в Бога?» Услышав утвердительный ответ, просил перекреститься, после чего, голова Войска заключал: «ну, ступай, выбирай любой курень». Были и другие испытания для новичков. Прикажут, например, варить кашу: «Смотри же ты: вари так, чтоб не была и сыра, чтоб и не перекипела. А мы пойдем косить. Когда будет готова, выходи и зови нас». Вот парень сварит кашу, начинает звать казаков, они слышат, но не откликаются. Тот зовет их, а потом в слезы: «Вот занесла меня нечистая сила к этим запорожцам! Лучше было бы сидеть дома при отце, при матери. Еще перекипить каша; придут и поколотят вражьи дети!» Они выслушают все это, воротятся в курень, дадут тому парню коня, денег на дорогу и скажут: «Ступай себе к нечистому! Нам таких не надо!». Но если молодец удастся расторопный, сметливый и храбрый, то такого принимают сразу в товарищество. Таким образом, уже сама процедура вступления в запорожское общество показывает нам, что в ее основе заложены идеи самоуправления. Это подтверждается еще и тем, что среди казаков были представители не только украинской национальности, но и поляки, москвитяне, великороссы, главным образом донцы, которых с запорожцами сближала, прежде всего, борьба против феодально-крепостнического гнета и чужеземных захватчиков - татар и турок, а также сходство многих черт в хозяйственном и общественном укладе жизни.