Промыслы

С древнейших времен казаки старались окружить себя красивыми вещами. Тысячи кузнецов, гончаров, столяров, вышивальщиц, кружевниц, резчиков, ювелиров трудились в донских станицах и хуторах, создавая уникальные произведения декоративно-прикладного искусства – одежду, посуду, мебель, оружие, украшения. С давних времен они занимались шорным делом, резьбой по дереву, лоскутным шитьем, плели из лозы и соломки, расписывали и художественно обрабатывали дерево, изготовляли изделия из керамики. Кружевные подзоры, рушники, скатерти («столешницы», «настольники»), тканые дорожки - все это придавало дому неповторимое своеобразие.

На праздники казачий курень украшали дополнительно нарядными рушниками. Казачий уклад жизни обуславливал многообразие форм керамической посуды. Это макитры, глечики, различные формы кувшинов и кружек. Украшались они поливой, росписью, несложным и рельефным орнаментом. Повсеместно на Дону было распространено плетение из лозы и резьба по дереву. Корзины отличались и по размерам, и по формам. Большинство изделий выполнялось в технике сложного плетения, но было и ажурное. Во внешнем облике жилища присутствовали элементы деревянного декора, выполненные прописной и рельефной резьбой. По резным наличникам и крылечкам сразу можно было отличить дома мастеров-умельцев, либо зажиточных казаков, которые для украшения своего жилища нанимали резчиков.

В каждом казачьем хуторе, каждой станицей жили мастера самых разных профессий. Больше всего было гончаров и корзинщиков. Глиняную посуду и плетенные изделия – от вентерей для ловли рыбы до тончайших сетей, от замысловатых до плетенной мебели – использовали в казачьих землях с древнейших времен.

Ученые подсчитали, что каждый казак владел примерно двумястами умениями и навыками, которые были так привычны и так общеприняты, что их и профессиями-то не считали.

 Как, например, не считалось умением седлать и запрягать лошадь, грузить сеном воз и многое другое, частично забытое сегодня. Казаки владели всеми крестьянскими профессиями, но, кроме этого, каждая станица была еще и местожительством мастеров. Причем станица от станицы отличалась каким-то особенным промыслом. Были станицы бондарей, колесников, чеботарей (сапожников), кожевников. По всем станицам славились кузнецы-ковали, умевшие подковать любого коня, и мастера-оружейники, ковавшие булат. Такие мастера славились, их изделия с родовыми тамгами-клеймами были в большой цене.

Народное искусство никогда не было застойным и неподвижным, оно постоянно развивается и меняется. При этом каждый народный мастер старается внести в произведение свое понимание традиций, свою творческую индивидуальность. «Я делаю, как делал мой дед, отец, но совсем не так», - говорят народные мастера. Издревле народные мастера в своем творчестве использовали то, что давало им сама природа – дерево, глину, кость, железо, лен, шерсть. Природа постоянно служила главным источником вдохновения народных умельцев. Но воплощая в своих произведениях образы природы, мастера никогда не копировали ее буквально. Озаренная народной фантазией реальность приобретала порой волшебные, сказочные черты, в ней быль и вымысел представлялись неразделимыми. Дом, очаг, мебель, орудия труда, одежда, утварь, игрушки – все, к чему прикасались руки народных мастеров, воплощало их любовь к родной земле и врожденное чувство прекрасного. И тогда обычные бытовые предметы становились произведением искусства. Красоту их формы дополняли декоративные украшения в виде орнамента, изображений людей, зверей, птиц, сюжетных сценок. Мастер или просто умелец видит смысл своего творческого труда и свое вознаграждение за него в том, что этот труд и его результат приносят радость не только ему самому, но и другим людям.

Пахать землю и сеять хлеб казаку запрещалось. Считалось, что занятие земледелием отвлечет его от главной и основной обязанности - воина. Но уже в начале XVIII в. казаки начинают заниматься земледелием. А к концу XIX в. весь Дон был уже распахан. Сельское хозяйство становится основой экономической жизни казаков. Сущность его идеологии составляет два понятия - воля и земля. Нередко само казачество определялось так: «вольные люди на вольной земле». Особенность землепользования на Дону заключалась в том, что земля являлась собственностью всего Войска. Казак мог пользоваться землей, но владеть ею имело право лишь Войско в целом. Из-за отдаленности пахотных земель казачьи семьи выезжали в поле и по несколько дней не бывали дома, перенося жару, сырость, дожди, ветры. Сеяли донцы в основном рожь, пшеницу, ячмень, овес, хотя выращивали и просо, гречиху, горох, фасоль, картофель и другие сельскохозяйственные культуры. Основным средством обработки земли являлся тяжелый плуг, который тянуло 6-8 волов. В некоторых хозяйствах пользовались сохой. Начало сева сопровождалось специальным обрядом: на десятину земли по углам клали четыре испеченных "креста" или "жаворонка", которых обычно пекли на праздник "40 Святых", прогоняли борозду, "кресты" и "жаворонки" съедали, после чего начинали сев. В некоторых станицах перед началом полевых работ поле брызгали "святой водой". Все это должно было способствовать увеличению урожая. Убирали хлеб косами, серпами, а при молотьбе использовали цеп и молотильный каток, в который впрягали коня. Зерно мололи на мельницах: почте каждая казачья станица имела по несколько мельниц-ветряков. В конце XIX в. в крупных хозяйствах появились жатвенные машины. Следует заметить, что наши предки славно трудились, и результатом их труда явились излишки хлеба, которые в конце XIX в. составляли 10 млн пудов ежегодно. Отборное донское зерно шло за границу через южные порты Азовского и Черного морей.

Одним из самых древних занятий казаков являлось рыболовство.

На Нижнем Дону рыбная ловля нередко носила промысловый характер. В крупных рыболовецких хозяйствах богатые казаки и старшины рыбу ловили круглый год. Частъ ее продавали, остальную перерабатывали на "спетых" заводах. Здесь рыбу сортировали, мерную отделяли от немерной, белую от красной, один сорт от другого. Затем рыбу разделывали, чистили, резали, солили. Орудиями труда были ножи, иглы, небольшие топорики-салковнички.

Засолка производилась в солилах - длинных четырехугольных коробах, сделанных из толстых деревянных досок. Одно солило вмещало до 100 тыс. мелкой или 30 тыс. крупной рыбы. Рыбу не только солили, но и коптили. Коптильни представляли собой мазанки, крытые камышом. При отсутствии печей рылись канавы, в которых дымились деревянные опилки. Коптили обычно рыбец и сельдь. Отправляясь на ловлю сельди, казаки брали с собой бочки с рассолом, куда бросали еще живую рыбу. Она напивалась соленой воды, бочки закапывали, и рыба хорошо хранилась в течение долгого времени. Готовая рыба содержалась в складских помещениях, балыки - в длинных решетчатых балычницах, икру хранили в бочках, а судаков - в ямах, выложенных свежим камышом.

Крупный рыболов вел дело на широкую ногу: у него было от 8 до 25 работников. Выезжал он в море с неводом, а зимой ставил от 50 до 100 вентерей. Для плавания он имел несколько "дубов" - больших лодок с высокими и широкими бортами, грузоподъемностью до 300 пудов. Поскольку главными орудиями рыбного промысла были сети и вентеря, то в их изготовлении участвовали все члены семьи рыбака: отец сажал за эту работу даже малолетних детей. Плели сети из толстых ниток при помощи лопаточки и челнока. Сеть обычно служила рыбаку два сезона.
Рыбы на Дону было в изобилии. В XVIII в. в Черкасском городке в любое время можно было купить осетрину, любую икру (фунт ее стоил 8-10 коп.). Блюдом, приготовленным из осетрины, белуги, стерляди, гостя могли угостить в каждом курене.Сушили рыбу обычно "в корень", т. е. пластовали со спины, такая рыба могла долго находиться в рассоле. Рыбу, помещенную в бочки, засыпали солью, а через три дня, надев резиновые сапоги, ее топтали и клали гнет. Перед вывеской на просушку рыбу вымачивали, а затем выветривали на палатах, старались выбирать такое время года, когда не было мух. Жизнь рыболова была нелегкой, но, как говорится, "без труда не вынешь и рыбку из пруда".«Основными занятиями и промыслами  к поддержанию и развитию благосостояния казаков служат:

1) Пользование предоставленными им различными угодьями;
2) занятия разными промыслами и торговля.

Казакам предоставлены следующие угодья:
а) земли
б) морские озерные и речные воды
в) право добыванияразличных минеральных богатств
г) право пользования солью
д) право охоты

Земли, занимаемые казачьими войсками, состоят: в распоряжении всего войска, в пользовании станиц и в частном владении. По действующим постановлениям о поземельном устройстве (изданным в апреле 1869 года), земли состоящие в пользовании всего казачьего войска,  предназначены: на отвод станицам, на надел чиновникам и на разные войсковые надобности.В тех казачьих войсках, границы которых окончательно определены, все земли, оставшиеся свободными за наделом станиц и чиновников, составляют войсковой запас. В разное время казачьим войскам предоставлено право пользования морскими, речными и озерными водами, прилегающими к войсковым землям, а так же и находящимися вне их пределов.

Морскими водами пользуются Донские, Кубанские, Терские и Уральские казаки. Эти воды составляют не раздельную собственность всего казачьего войска, и обыкновенно право рыболовства в них предоставлено всем желающим, с разными ограничениями относительно времени производства промысла. Незначительная часть морских водоемов сдается, и деньги поступают в войсковую казану. Что касается до озерных и речных вод, то здесь право пользования рыболовством в большей части предоставлено станицам, в пределах которых находятся воды. Некоторые участки, составляя общую войсковую собственность, сдаются на откуп; плата поступает в войсковую казну.

Исключение из этого правила составляет Уральское войско; воды Урала, на всем протяжении до Илецких станиц, и других рек и речек составляют общую войсковую собственность. Право рыболовства предоставлено всем, но за то оно должно производиться в указанное время и указанными способами. Только воды некоторых небольших рек и озер, не в силу права, а в силу обычая, находятся как бы  в пользовании жителей некоторых поселений. Несколько иначе производится пользование водами в Астраханском войске.

Донскому казачьему войску принадлежит право промысла рыбы по берегам Азовского моря против устьев реки Дона, на 18 верст от устьев, рукава Дона и самый Дон ниже урочища «Посольский Ерик» ( ниже Елизаветовской станицы) составляют заповедные воды, в которых лов рыбы запрещен, с целью не мешать ее проходу вверх для нереста. В реках же право рыболовства принадлежит только жителям станиц, в юрту которых находятся эти воды, но в низовьях реки Дон в полую воду могут рыбачить казаки других станиц.

Кубанскому войску принадлежат воды на семь верст в глубь моря прибрежные воды Азовского и Черного морей от города Ейска до Кизилташского лимана (левый рукав Кубани) со всеми лиманами, гирлами, ериками. Эти рыболовные воды находятся в хозяйственном заведовании Кубанского войска; общий надзор вверен главному смотрителю; промысел предоставлен всем лицам казацкого сословия с уплатою пошлины с пойманной рыбы, но каждое лицо казачьего войскового сословия может иметь не более двух рыболовных заводов.

В Терском войске часть морских дач отдается на откуп, но казаки имеют право на рыболовство в морских водах; затем по реке Тереку рыболовство производится во владениях каждой станицы отдельно. Если к противоположному берегу прилегают земли горского населения, то и половина реки принадлежит ему. Уральскому казачьему войску издавна предоставлены значительные рыболовные воды. Так исключительно войску принадлежат морские воды против войсковых пределов, протяжением по берегу до девяносто верст и в глубь Каспийского моря справа на семьдесят шесть, а слева на восемьдесят восемь верст. Часть моря против реки Урал составляет как бы заповедные воды, в которых лова не производится. На реке Урал, казакам предоставлено право устраивать «учуг» (переборку из шестов) для заграждения рыбе прохода вверх по реке. Учуг в восемнадцатом столетии был у Гурьева. Затем, в пользовании войска состоят воды «Черхальского морца» (озеро Черкал), находящегося в киргизской степи, с впадающими в него реками Анкотами.

Воды Урала и его притоков верстах в ста выше Уральска составляют уже собственность двух Илецких станиц, жители которых не имеют права промысла рыбы в других водах. Рыбные промыслы Астраханского войска находятся в реке Волге и ее многочисленных протоках. Воды принадлежат станицам, но для увеличения войсковых доходов войску предоставлено сдавать их в аренду на время летнего рыболовства ( с 15 марта по 15 ноября). Казакам предоставлено право лова сельди для жиротопления с 20-го апреля по 10 мая, а для посола во все время по 15 мая. В зимнее время правом промысла пользуются исключительно одни казаки в своих станичных юртах.
Казаки Сибирского войска, кроме вод, в пределах войска, пользуются так же правом промысла в реке Иртыше, по выходе его из Зайсана(на264 версты), в этом последнем озере и в устьях Черного Иртыша. В этих водах, известных под именем «Бухтарминской рыбалки», промысел дозволен всем желающим, с уплатою в войсковой капитал известной суммы. Затем, остальные воды, как в Сибирском, так и в Забайкальском, Семиреченском, Амурском и Оренбургском войсках сдаются на откуп. Забайкальскому казачьему войску принадлежит часть вод озера Байкала, сдаваемых в аренду.

Что касается до пользования охотою в войсковых пределах, то этот промысел составляет сколько-нибудь видную статью лишь в Сибирском казачьем войске и предоставлен всем желающим. Казачьи войска, вообще довольно щедро наделены рыболовными водами. Благодаря этому обстоятельству, в некоторых казачьих войсках рыболовство составляет один из самых видных промыслов, доставляющих не только ежедневную пищу, но и средства к безбедному существованию».