Казачьи символы и знаки считались собственностью общины казаков и передавались из поколения в поколение вместе с символами атаманства. Хранителем символов являлся сам атаман.
Печать – символ, характеризующий атамана как хозяйственника и дипломата. Чаще всего печать была на перстне или рукояти, которые вручались атаману на выборах. Все документы скреплялись печатью, хранили ее в общине и передавали от старого атамана новому.
Сабля – одна из символик, олицетворяющих атаманство. Представляла собой старинный предмет, как правило украшенный. Казачье оружие передавалось атаману не во владение, а на хранение на период правления. Чаще всего хранилась сабля в стенах церкви, надевалась по большим праздникам.
Знамя – святое знамя, за которое любой казак бился не жалея своей жизни. В бою старались не допускать осквернения знамени. Олицетворяет войсковое, полковое объединение.
Бунчук – олицетворяет символ атаманства, знак его ставки. Во время боевых действий бунчук был в руках командующего войском. В мирное время хранителем выступала церковь, выносили бунчук в присутствии атамана только по большим праздникам.
Булава – изначально символ военной силы и власти, которая принадлежала атаману.
Насека – представляла собой посох с металлической вершиной, на ней высекали имена всех атаманов, которые ею владели. Олицетворяет символ гражданского духа и власти атаманства.
Медаль – сугубо личный знак атамана, он носил ее на шее и демонстративно выпускал на кафтан. С одной стороны медали была надпись с указанием станицы атамана, позже поменяли на изображение государя. С другой выбивали имя атамана и лета, в которые он правил. Если атамана выбирали на второй срок, на шее он носил две медали, старую и новую. Изготавливали их из золота или серебра. По традиции близкий атаману товарищ так же носил медаль, но меньшего размера.
Чернильница – знак станичного писаря. Изготавливалась из меди, носилась на поясе. Позже с отменой постоянных писарей знак поменяли на книгу.
Казна – знак казначея, представлял собой железный ящик, ларец.
Книга – символ закона. Каждый член круга имел свою книгу или тетрадь. У атамана хранилась главная тетрадь, в которой писали законы, решения собраний. В момент спорных случаев всегда пользовались книгой.
Нагайка – знак приставов, участвующих в круге и есаула. В быту – знак казака. Предмет в некоторых станицах позволяли носить только женатым. Каждый казак получал нагайку в дар от своего тестя в день свадьбы. Местом хранения нагайки считался дверной косяк ее при входе в спальню. В знак уважения нагайку часто бросали к ногам стариков или гостей, они обязательно возвращали ее хозяину и целовали. Если же старик не поднимал нагайку и переступал через нее, это означало, что он не признает покорность казака либо не прощает ему обиду.
Кафтан – символизировал атаманство. Сшился он из красной парчи и хранился у атамана, хотя принадлежал он ему не лично.
Шапка – шилась по особым образцам, олицетворяла знак получения казаком юридических прав. Изначально шапка представляла собой клобук, позже папаху, и уже потом было принято носить фуражку. Нестроевой казак носил фуражку без кокарды. Шапка была обязательным элементом на круге. Снимать ее позволялось только во время чтения молитвы, выступления на кругу и в момент присяги. Сбитая с головы казака шапка знаменовалась как вызов на поединок. Хранили ее в курене, на самом видном месте.
Шашка – имела первоначальный облик сабли, символизирует полноту казачьих прав, а так же право на земельный надел. Шашку в дар казак получал от станичных стариков в момент достижения 17 лет. Затем, когда казаку исполнялось 21 год, его отправляли на службу и вручали погоны, темляк и кокарду. Прежде службы читалось евангелие в церкви, обнажение шашки казаком считалось его готовностью защищать родину. В доме ее хранили на видном месте и по традиции передавали от деда внукам (когда сам дед уже терял свои силы и брал в руки посох). Шашка так же давала право голоса на кругу. По решению круга могли лишить права ношения шашки на определенное время провинившегося казака.
Погоны – обязательный элемент одежды казака, несущего службу. Погоны всегда носили до тех пор, пока казака не увольняли со службы (выход на льготу). Офицерам позволяли пожизненно носить погоны, а так же шевроны и галуны.
Башлык – своего рода символ для большинства казаков. По способу его повязки определялся возраст казака. Если казачий башлык вязали на груди, значит, казак уже отслужил, завязанный с перекрестом – казак выполняет поручение, если же концы забрасывали назад за спину – казак на заслуженном отдыхе.
Посох – олицетворяет мудрость и старость. На собраниях старики сидели, опираясь на свой посох. Носить посох позволяли не всем – имели право его носить судьи, паломники и церковные ходатаи. Если кто-то поднимал посох на кругу – это означало просьбу о молчании, если на посох надевали шапку и поднимали – это говорило о том, что есть важное сообщение.
Лампас – имел особый цвет, символ принадлежности к тому или иному казачьему войску. Кроме того, нашитый на шаровары, был символом независимости и национальности, означал освобождение от госплатежей.
Мужские серьги – определяли роль мужчины в его роду. Единственному сыну в семье принято надевать серьгу на левое ухо, а единственным наследникам мужского пола – в правом. Ну а две серьги означали, что казак единственный в семье ребенок. Кроме символической роли, серьги имели и утилитарное значение: командир, когда войско равнялось налево, сразу видел, кого нужно беречь в бою. Что касается колец, то их носили только женщины. Если на левой руке у девушки надето серебряное кольцо – она созрела на выданье, на правой – сосватана. Бирюза означала, что жених на службе (тоска, грусть). Значение золотого колечка на правой руке не изменилось – знак замужней. Если на левой – значит женщина разведена. Вдовы носили два кольца на одном пальце левой руки (второе – от мужа, кольцо мужчины не носили, хотя получали его во время венчания, чаще носили с собой в ладанке).