Джигитовка... Ее ритм подобен биению сердца. Слившись с конем, играя каждым мускулом тренированного тела, всадник улавливает музыку и темп движения...
Джигитовка идет в четыре такта. При первом такте наездник цепко хватает правой рукой луку седла и отпускает стремена. На втором - приподнимается над шеей коня и, развернувшись к нему под прямым углом, с силой опускает левую ладонь на седло. На счет "три" касается каблуками земли. Доверившись галопу скакуна, наездник резко откидывается назад, бросая тело то вниз, то вверх. При четвертом такте он распластывается на крупе коня, подобно женщине на ложе.
После пяти-шести,повторов он меняет руку, и снова в клубах поднятой пыли мелькает тело искусного наездника. Вот он перебрасывает правую ногу через седло и, приняв позу амазонки, ловит стремя носком сапога. Мгновение - и правая рука уже на задней луке седла. Рывок - и тело наездника исчезает за крупом коня, и вновь он откидывается в седле, распластав тело на спине скакуна. Ухватившись руками за ленчик, он рывком садится в седло. Едва уловимое движение ногами - и наездник уже стоит на спине несущегося галопом скакуна.
Скрестив руки на груди, наездник ловит ритм галопа и, забавляясь, пританцовывает, стоя на седле. Уста распахнуты в улыбке.
Один рывок - и тело летит к земле. Это не так просто, как кажется, и к тому же очень опасно - момент броска нужно уловить всего в два такта галопа.
Вытянутые подобно стрелам руки пытаются поймать стремена. Чуть приметный изгиб тела под крупом коня - и носки сапог впиваются в стремена.
Скачка продолжается. Тело наездника уже под подпругой. Теперь на лице его нет и тени улыбки. Земля проносится в диком галопе в двух пальцах от его головы, швыряя ему в глаза растоптанные комья. В пыли и конском выпоте пляшут тысячи искорок, тяжелым молотом стучит сердце, в ушах стоит нескончаемый звон. Еще какой-то миг - и голова зацепит кочку, но нет... Медленно угасает галоп, руки наездника ласкают узду.
Бреэре Ив 'Казаки: Исторический очерк' - Москва: Воениздат, 1992